Наш Сад






Капризы и их предупреждение

Капризы и их предупреждение

Детские капризы – это особенность поведения ребёнка, которая выражается в сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, т. е. желание настоять на своём.

У маленького ребёнка они выражаются обычно в попытках добиться желаемого плачем, криком. Капризы могут быть случайными. Но также могут превратиться в привычную форму поведения (чаще в домашних условиях, особенно с некоторыми членами семьи). Ребёнок плачет, часто находится в плохом настроении, не поддаваясь на уговоры, требования взрослых.

Нервная система детей младшего дошкольного возраста ещё не окрепла и потому у ребёнка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Однако именно в этом возрасте у детей формируются первые тормозные процессы, а на их основе развиваются зачатки воли, нравственные чувства. Ребёнок уже понимает, что хорошо, а что плохо. Значит капризы детей нельзя отнести к возрастным особенностям, полагая, что капризы пройдут сами собой.

Для возникновения капризов имеются свой причины, искать которые следует прежде всего внутри отношений в семье между взрослыми и детьми. Основная причина капризов – неправильное воспитание, и чтобы устранить их надо родителям пересмотреть систему воспитания.

Причиной капризов могут быть также и нездоровье ребёнка, переутомление. И если малыш не избалован, то нетрудно ребёнка перестроить.

Во всех случаях следует опасаться перевозбуждения нервной системы, ибо это вредно для здоровья малыша и затрудняет решение воспитательных задач.

Превращаясь в привычку, капризы могут способствовать возникновению отрицательных черт характера: грубости, драчливости, недоверия к людям.

Доброжелательный тон взрослых друг к другу, спокойное, ровное отношение с детьми в сочетании с разумными предъявлениями требований, дружба между детьми в семье, создают положительный микроклимат, в котором не будет места детским капризам.

Если же существует несогласованность в требованиях со стороны взрослых в воспитании ребёнка, то ребёнок следует тем требованиям, которые совпадают с его желаниями. (Что запрещает мать - позволяет отец, запрещает отец – разрешает бабушка).

Только единые требования к ребёнку со стороны взрослых, воспитывающих его, устраняют капризы.

Надо формировать у ребёнка желание самостоятельно одеваться, есть, убирать за собой игрушки на место, охотно откликаться на просьбу: помочь, отнести, принести, поднять и т. д.

Некоторые считают, что воспитывать можно только строгостью. Разговаривают повышенным тоном с малышом, кричат. В результате такого воспитания ребёнок вырастает обидчивым, плаксивым, капризным.

Нужно во всём придерживаться чувства меры. А также для здоровья и хорошего самочувствия малыша важно не допускать срывов установившегося распорядка дня.

В детском саду воспитатели стремятся лучше учитывать возрастные особенности ребёнка, рационально распределяют эмоциональные и физические нагрузки. Например, чтение не более одной сказки; после занятий, требующих усидчивости, умственного напряжения, проводится физминутка или музыкально-ритмическая пауза. Дозировка во времени, помогает усвоению детьми знаний и благоприятно влияет на здоровье.

Маленькому ребёнку постоянно нужны эмоциональные контакты с любимыми людьми (улыбка отца, тёплые руки мамы). Он просит играть с ним, задаёт много вопросов.

Если же ребёнок приучен играть один, а взрослые безучастно наблюдают за ним, то такую деятельность нельзя назвать совместной. Дефицит общения со взрослыми, недостаток игрушек, вызывают у ребёнка скуку, шалости, каприз. Устранение перечисленных недостатков «снимает» каприз малыша.

Маленьких детей легко утешить, уговорить, отвлечь от предмета раздражения, переключить на другое действие. Если отвлечь не удаётся, то важно взрослому набраться терпения. Это непросто, но необходимо. Так как возбуждение взрослых лишь усиливает конфликт.


Автор:  Радько Инна Алексеевна