Многие, особенно взрослые, часто думают, что нельзя начать играть без игрушек, игрового оборудования и тому подобных специально сделанных (все теми же взрослыми) предметов и приспособлений. И ошибаются.
Все-таки главное в игре — настроение. Летом это становится особенно очевидным.
Любое приятное знакомство начинается с имени. Как называется это растение, дерево, ягода или гриб? От какого дерева этот лист или семечко? Даже в небольшом, знакомом до самой заброшенной тропинки городском сквере можно отыскать необыкновенного жука, встретить чудо-птицу или устроить «день ботаника». Гуляя по парку или по лугу, расскажите малышу о том, что мы называем «разнотравьем» — и этот сплошной зеленый ковер под ногами распадется для него на множество высоких, маленьких и малюсеньких трав и цветов, и у каждой былинки будет своя неповторимая форма листьев и узор лепестков. А что, если найти стебель-травинку выше человека? Необязательно рвать, можно просто сравнить ее высоту со своим ростом.
А маленькие желтые солнышки одуванчиков! Из их стеблей получаются красивые бусы, браслеты, цепочки. А уж венки плести умеет любая модница-красавица. Некоторые умельцы плетут венки даже из «опушившихся» одуванчиков, не повредив их хрупкие бутоны. Из пучков травы получаются очень симпатичные шапочки и корзинки. Ближе к середине лета появляется репей- доставляющий немало хлопот владельцам собак и родителям особо любопытных и непоседливых малышей. Маленькие скульптуры из репьев-колючек украсят любой дом. А еще все эти палочки-травинки могут... петь. Прутиками или палочками разной толщины можно махать, «резать» воздух, пытаясь извлечь различные звуки. Попробуйте свистеть на травинке, натянув ее струной между пальцами. А если свистеть на стручке акации или бересте, получится целый оркестр!
(Внимание! Многие на вид вполне безобидные травы или ягоды могут быть ядовиты! Не разрешайте детям трогать и тем более брать в рот незнакомые растения!)
Разумеется, гулять веселее в компании. Если на прогулке оказалась целая ватага ребят — пора устраивать веселые соревнования.
Кто перепрыгнет через это бревно и этот пенек?
Кто пройдет по лежащему бревну?
Кто переберется через неглубокий овражек по перекинутому над ним бревну? Младшим ребятам в этом задании дают шест для большей устойчивости (и для спокойствия замирающих в сторонке мам). Весной с таким же шестом интересно ходить по бревнам, лежащим в лесных лужах.
Кто сумеет устоять на цилиндрическом обрубке бревна, одновременно перекатывая его ногами? Девочкам и младшим ребятам опять-таки потребуется шест-опора, а еще лучше — стоящий на земле и придерживающий за руки помощник.
Кто поднимет этот валун?
Кто дальше всех «толкнет» по-спортивному, от плеча, этот увесистый камень? (Конечно, продумав, куда он может лететь, никому не навредив.)
Кто сможет поднять, как штангу, эту жердину? Старшим ребятам задача посложнее — поднять бревно за один край.
Каким бы интересным и занимательным ни было путешествие, дети, особенно маленькие, рано или поздно устают. Найдите самое большое дерево и устраивайтесь на привал. Когда путники немного отдохнут, можно будет измерить, во сколько же «обхватов» ваше пристанище или посчитать, сколько шагов можно сделать по его окружности. Из больших лопухов выйдет зонт или шляпа, которые защитят от солнца, а для малышей — целый домик, где тоже неплохо отдохнуть. А сколько ребят поместится вон на том пеньке?
Сидя на берегу речки или пруда, научите детей метать плоские камешки вдоль поверхности реки («печь блины») и посчитайте, у кого камень сделает большее число скачков (здесь стоит напомнить о том, что в водоемы категорически запрещено бросать большие камни, мусор и что-либо выливать).
Обращайте внимание не только на то, что можно потрогать руками, но и на то, чем можно любоваться хотя бы издали — диковинные камни, сучки, листья, Самым примечательным и необычным объектам попробуйте давать «свои» названия. Например, дерево с раздвоенным стволом может быть «Тяни-Толкаем Корнея Чуковского». Нарост на дереве — «медвежонком, взбирающимся за медом». Давать названия можно даже участкам местности: «Сосновая горка» (на ней много высоких сосен), «Индейский овражек» (в котором играли в «индейскую игру»), «Масленичное поле» (там в Масленицу «провожали зиму»), — с такими названиями удобно объяснять,
где гуляли, где кого встретили...Дайте своим детям увидеть, почувствовать лето, окунуться в его тепло и радость! А когда вновь придут холода, мы вдруг обнаружим, что наши дети не просто вытянулись и повзрослели, но и стали мудрее. На целую жизнь длиною в лето.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «ВЕСЕЛЫЕ ГНОМИКИ» с. Небуг муниципального образования Туапсинский район